10.10.2012

Магазины Стокгольма (русский и алкогольный)

Вчера ездила в русский магазин Delikatessbutik. Захотелось мне гречки и черного хлеба.
Находится он на Sant Eriksgaten 99 (метро St:Eriksplan, выход Torsgatan). Работает с понедельника по пятницу с 11 до 18, в субботу с 11 до 15.

Найти довольно трудно, так как помещение маленькое, а вывеска еще меньше.

 Неплохой выбор, много колбас (хотя за колбасами и сосисками мне сказали лучше идти в польский магазин), творог, сгущенка, закатки, семечки, черный хлеб и много еще чего.
Я купила гречку (900 грам) - 26 крон, баку сгущенного молока - 14 крон, бородинский хлеб - 14 крон, и творога на 30 крон. Значительно дороже чем на Украине, но я же не дома.

Еще нашла хорошую статью про алкогольные магазины Швеции. Полностью её можно прочитать тут, я приведу только самое интересное.

Заглянем в один из крупнейших алкогольных магазинов мира — Systembolaget.


Сегодня Systembolaget насчитывает чуть больше 400 магазинов и отделов по всей Швеции. Средний магазин работает с 10 до 18 по будним дням, и с 10 до 15 по Субботам


     * В прошлые выходные мы устраивали пельмени-пати. Собрались несколько друзей и лепили пельмени, а потом их варили и ели. Так вот, все пили алкоголь, а я была водителем.  Я пила безалкогольное вино (0,5% алкоголя), очень даже достойное. Потом села за руль и везла народ по домам. Конечно волновалась, а мало ли что.











Далее — количество магазинов, в крупнейшем Стокгольме их не больше 10, если не ошибаюсь, а городам поменьше приходится затариваться в 1–2. Соответственно, в пятницу там бывает довольно людно, а перед праздниками все местные советуют покупать всё заранее, потому что за несколько часов до закрытия (а по праздникам магазины само собой закрыты, в рождество на несколько дней — сотрудникам тоже нужно праздновать!)


 Будучи монополией, Systembolaget подвергается критике и контролю сразу с трёх сторон — государство, любители выпить и трезвенники.

Государство, во первых, не хочет тратить деньги на лечение алкоголиков и, во вторых, выслушивать обвинения от граждан о спаивании или взятках от крупных алкогольных компаний. В результате монополия обложена диким количеством интересных ограничений, некоторые из которых я хочу привести:

1. Любые скидки строго запрещены, как и запрещены любые промо–акции “купи мартини и получи бутылочку абсолюта в подарок”.

2. Все продукты должны продаваться в одинаковых условиях, что означает, в частности, запрет на любые фирменные стенды — вся продукция стоит на одинаковых полках по категориям в алфавитном порядке. По той же причине пиво не стоит в холодильниках — если в холодным будет хоть один сорт, то охлаждать придётся и всё остальное, а это довольно дорого.

3. Если тебе младше 30 — ты обязан показать удостоверение личности. Также, удостоверение должны показать все, кто находятся в данный момент с тобой. Купить алкоголь лицам младше 20 лет практически невозможно — сотрудники бдят. Также, они могут отказать тебе в продаже, если увидят что ты приехал с толпой тинейджеров, которые ждут тебя за дверью с радостными лицами.

4. Везде в магазине на видных местах расставлены стенды с безалкогольным пивом, вином и качественным лимонадом под девизом — попробуй безалкогольное.

5. Единственная реклама, которую Systembolaget может (и обязан) крутить по телевизору — социальная. Не пей молодым, не пей за рулём, не пей вообще. Правда, в целом реклама алкоголя на ТВ разрешена, поэтому довольно часто можно увидеть рекламу какого–нибудь Мартини или Карлсберга.

Любители же выпить критикуют монополию за то, что она монополия и отсутствие свободного рынка. Естественно, на эту критику им приходится реагировать, поэтому далее мы поговорим о хорошем.



 Естественно, у любого явления бывают хорошие стороны, но в случае с Systembolaget плюсов оказывается больше, чем может показаться на первый взгляд.

1. Вернёмся к пункту 2 ограничений магазина — все товары имеют одинаковые права. Также, на все товары одинаковой категории накладывается одинаковый налог и одинаковый навар, соответственно ред лейбл стоит столько же, сколько стоит бутылка обычной водки. Дальше — больше, если на дешевые сорта алкоголя цена получается высокой, то на дорогие сорта вина, виски и бренди цена получается часто ниже, чем в других странах — монополия закупает крупным оптом по низкой цене, делает небольшую наценку и стандартный налог. Чем дороже напиток — тем привлекательнее цена по сравнению с мировой.

2. Ассортимент — чтобы избежать критики, ассортимент продукции просто огромный — более 3000 единиц в каталоге, основную часть которого составляет пиво, вино и виски. Каждый месяц в магазины вводят новые продукты, часть навсегда, часть сезонные или лимитед. Часто 1 числа перед магазинами выстраиваются очереди любителей эксклюзивных сортов виски, вина и пива — количество некоторых бутылок ограничено несколькими тысячами на страну. Даже в самых небольших магазинах, которые находятся в деревеньках с населением 2–3 тысячи будет как минимум 400 разных сортов алкоголя (таки самых популярных). Всего существуют несколько типов магазинов — Bas (базовый, 400 сортов), T1, T3 (шире ассортимент), около 40 магазинов T5 с эксклюзивными ежемесячными релизами и три самых больших магазина T7 — туда попадает самый редкий и коллекционный алкоголь (1500 сортов). Но даже если ты живёшь в деревне, это не значит что тебе придётся всю жизнь пить хайнекен, потому что есть

3. Каталог под заказ. Доступен онлайн или можно спросить у любого продавца. В этом каталоге около 3000 наименований из того, что доступно на складе непосредственно в Швеции. Доставка бесплатна в ближайший к тебе магазин, и ты можешь пробовать новые сорта виски, вина и пива еженедельно — ежемесячные релизы скучать не дадут. Также под заказ доступны тематические мини–наборы, например бельгийского или американского пива. С марта 2012 года появилась возможность заказать пиво любой шведской мини–пивоварни, что не может не радовать.

4. Решение о закупке нового сорта может быть принято несколькими способами — или по многочисленным просьбам, или по советам специальных экспертов, которые следят за миром алкоголя, поэтому ежемесячные новинки довольно–таки актуальные. С недавних пор монополия решила прислушиваться и к специализированным пивным, винным и виски блогам — тройное ура и большой плюс к разнообразию. Конкуренция на 1 единицу товара составляет 30–40 к 1 (из 30 предложенных выбирают 1), решение принимает комиссия слепым тестированием и на основании цены и места производства, то есть шанс есть даже у плохонького пива, если страна производитель мало представлена (привет, жигули барное!). Также, специальные лаборатории делают случайные проверки качества из тех партий, что приходят на реализацию, что гарантирует качество продукции.

5. Квалифицированный персонал — к ним можно обратиться с любым вопросом или попросить чего–нибудь посоветовать, и они очень редко подводят. Люди, которые там работают, действительно знают весь ассортимент и могут дать хороший совет и даже подскажут идеальное вино под любое блюдо. У них постоянно проходят внутренние тренинги и дегустации (хаха), так что они точно знают, о чём говорят. Надо отдать им должное — они пытаются продвигать любовь к хорошему алкоголю и культуре питья, вместо беспробудного пьянства самой дешёвой водки.

6. И последнее — большая часть прибылей монополии идёт в здравоохранение и систему реабилитации алкоголиков. Людей, которые спились и потеряли всё практически нет — как нет и отравлений палёной продукцией и детского алкоголизма.

5 комментариев:

  1. классно . спасибо )). ага, этих магазинов не найдешь, но мы случайно наткнулись на такой в Море - я была счастлива, купив дорогое вино и по хорошей цене - намного дешевле, чем у нас дома.... )

    ОтветитьУдалить
  2. Анонимный04.12.2012, 10:25

    vot tut est infa po magazinam na russkom - mozhet komu polezna budet http://sweamarket.se/index.php/gid-po-shvetsii/shop

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо хорошая ссылка на магазины, впрочем как и вся информация на сайте.

      Удалить
  3. Спасибо. Некоторые интересные вещи, описанные здесь, очевидны, но я над этим как-то не задумывалась. Хорошая информация.

    ОтветитьУдалить
  4. Спасибо! Интерес но было.

    ОтветитьУдалить